Музыка как средство коррекции поведения и развития коммуникативных способностей дошкольников
Роль
и возможности общения
как в образовательном, так и
в процессах интеллектуального и
психического развития дошкольников
огромны. Общение позволяет ребёнку, через сравнение
себя со сверстниками, выработать самооценку, найти своё
место, что весьма часто
бывает одной из
главных проблем личности. Ведь коммуникабельность – одна из
составляющих успешности.
Навыки поведения начинают
формироваться в раннем
возрасте.
Поведение зависит
от суммы накопленных
знаний, которые каждая личность
пропускает через своё
сознание. А оно, в свою
очередь, определяет способ поведения.
Признание за
музыкальным мышлением функции
общения, коммуникации, даёт
повод рассматривать музыку
как один из
самых мощных информационных процессов, охватывающих, в принципе, всё
общество. Существует мнение, что
музыка не может считаться
«языком… с чётко зафиксированным значением». Однако его
отсутствие не мешает
музыке выполнять основные
языковые функции. А это
значит, что музыка может и
является одним из
мощных средств общения, развития коммуникативных качеств
ребёнка.
Для
того, чтобы влиять на
формирование личности дошкольника, педагог дол-жен
уметь среди смен
его настроений и различных проявлений
характера, распознать лучшие
для последующего закрепления, худшие – для нейтрализации
в процессе восприятии
музыки. Восприятие музыки преображает
человека, ведь каждый одну
и ту же
музыку чувствует по-разному. Можно сказать, что
восприятие музыки носит
личностно значимый смысл, который зависит
от многих причин:
- личного
жизненного опыта
- уровня
развития образного мышления
- общей
культуры восприятия
- уровня
развития ситуативного мышления
- уровня развития устойчивого
внимания, таких его
характеристик , как концентрированность и
переключаемость
и др.
- различных
видов памяти (кратковременной,
долговременной, оперативной, музыкальной
и др.)
- склада
нервной системы, т.е. темперамента
Важность и
главная ценность музыки
как вида искусства
в том, что через
её восприятие человек
познаёт себя. Воспринимая музыку, ребёнок может
испытать те чувства, которые не
всегда удобно выставлять
напоказ, посредством музыки может
приблизиться к пониманию
чувств, которые он ещё
не испытывал в
жизни, но которые уже
готовы к пробуждению, однако пока
невостребованный.
Наука
показала, что музыка, её выразительные
средства, такие как динамика, темп, тембр голоса
или инструмента, акценты,
пульсации, последовательность аккордов,
развитие мелодической линии
могут воздействовать на
частоту пульса и
дыхания, биологические процессы в крови, биоритмы мозга, мышечное напряжение
или расслабление, что в
комплексе определяет эмоциональное
состояние, а порой и общее самочувствие
слушателя.
Проявления восприятия
музыки могут быть
различными:
внутреннее
подпевание, вызывающее
непроизвольное движение голосовых
связок, настраивание дыхания к
мелодической линии произведения
покачивание
головой, движения пальцев рук
или ног, тактирование рукой
или ногой
изменение
мимики (напряжение или
расслабление определённых мышц)
подвижность
глазных яблок, слёзы, улыбка (при
слушании с закрытыми
глазами)
Эти
и другие проявления
восприятия музыки педагогам
необходимо использовать в
своей работе.
Как
известно, слушать музыку –
ещё не
значит воспринимать её. Способность к
восприятию музыки можно
и нужно развивать
у дошкольника как
на занятиях, так и
при индивидуальной работе по
развитию способностей.
Ценность умения воспринимать
музыку в том, что
ребёнок чувствует произведение
по-своему, обращаясь к своему
внутреннему миру, в котором
безоговорочно доверяет эмоциям. Музыка не
требует от ребёнка
жизненного опыта и
его подтверждения, весь арсенал
её средств является
для юного слушателя откровением
и, возможно, истиной. Ребёнок
воспринимает через музыку
духовность и учится
принимать её.
Музыка
на групповых занятиях
выступает как средство:
- общения
- познания нового
- развития
общей культуры
- развития
духовности
Она
способствует умению:
- сосредоточиться
- выслушать
другую точку зрения
и высказать свою
- вести спор
Английский писатель
У.Теккерей писал: «Посейте поступок – и
вы пожнёте привычку,
посейте привычку – и вы
пожнёте характер, посейте характер – и
вы пожнёте судьбу». Так
и музыку можно
и нужно использовать на всех
этапах развития ребёнка
как воспитательное средство, как
средство общения, средство,
которое даёт возможность
почувствовать красоту и
гармонию не только
музыкального искусства, но и
всего мира.
Комментарии
Отправить комментарий